Помните тот самый красный советский ковер на стене? Для детей девяностых он был символом «совка», бедности и безнадёжного прошлого. Во время ремонтов их сдирали со стен с особым азартом, сворачивали в тяжелые рулоны и отправляли на дачи, в гаражи или прямо к мусорным бакам. Мы мечтали о скандинавском минимализме, воздухе и бежевых обоях.
Пока мы избавлялись от «пылесборников», в Европе и США началась настоящая охота за теми самыми коврами. Сегодня «бабушкин» туркменский или кавказский ковер называют винтажным текстильным шедевром эпохи mid-century и продают за 1000–5000 евро.
Современные дилеры скупают их в российских регионах за копейки, реставрируют, фотографируют в дизайнерских интерьерах и выставляют на Etsy и в бутиках. То, что для нас — стыдная рухлядь, для них — история, ручная работа и люкс.
Парадокс в том, что мы променяли вечную шерсть и натуральные красители на синтетические коврики «не как у бабушки». А Европа с удовольствием платит за то, от чего мы так старательно избавлялись.