Ассоциация по международному распространению контента (CODA), представляющая тридцать шесть ведущих компаний Японии в сфере анимации, видеоигр и музыки, обратилась к разработчикам OpenAI с официальным требованием. Организация настаивает, чтобы компания прекратила использовать интеллектуальную собственность японских членов для обучения их систем ChatGPT и Sora 2 без особого согласия правообладателей.
Обращение, переданное ещё 27 октября и вскоре опубликованное, подписали такие гиганты индустрии, как Studio Ghibli, Square Enix, Universal Music и Toei. В письме подчеркивается:
Значительная часть изображений, генерируемых с помощью Sora 2, имитирует узнаваемые образы и произведения японской культуры, поскольку материалы для машинного обучения брались из их работ без разрешения.
CODA делает особый акцент на положения японского законодательства. Согласно нему, чтобы воспользоваться чьими-либо авторскими правами — требуется предварительная договоренность, и механизм "отказа" после использования не работает. Таким образом, предложенная OpenAI система реагирования на жалобы задним числом не соответствует местным нормам.
Глава OpenAI Сэм Альтман 3 октября сделал заявление в сети, обещая предоставить создателям возможность детально управлять использованием своих персонажей, а в перспективе — даже делиться частью прибыли от работы Sora 2 с теми, кто согласится на подобное сотрудничество. В том же заявлении он подчеркнул важность вклада Японии в сферу творчества.
Тем не менее, CODA считает этих шагов недостаточными. Сейчас организация требует следующее:
- Не использовать творческие продукты японских представителей для машинного обучения без официального согласия.
- Внимательно и своевременно реагировать на запросы о нарушениях авторских прав, связанных с результатами работы Sora 2.
- Отстаивать интересы творцов, при этом учитывая потенциал для развития искусственного интеллекта на условиях ответственного сотрудничества.
По мнению японской стороны, прежде всего важно получать разрешение до начала использования контента, а в случае споров — обсуждать их напрямую и конструктивно.
Скепсис по поводу новых технологий генерирующего ИИ характерен не только для сферы анимации: руководитель издательства Take-Two недавно высказался, что искусственный интеллект вряд ли сможет создать качественную видеоигру или придумать внятную стратегию продвижения, например «GTA 6». Эти настроения сейчас преобладают во многих творческих сообществах и компаниях, чьи бренды пользуются признанием по всему миру.