Джеймс Кэмерон рассказал, что примерно 40% фильма «Аватар: Пламя и Пепел» будет показано с повышенной частотой кадров. Таким образом режиссёр планирует добиться более плавного и реалистичного изображения, когда Пандора вновь появится на большом экране.
В интервью Discussing Film Кэмерон уточнил, что использует высокую частоту кадров (HFR) не как отдельный формат — что-то вроде 3D или 70 мм, — а как инструмент для усиления эффекта 3D. Он подчеркнул:
«Высокая частота кадров — это не формат. 3D — это формат. 70 мм — тоже формат. А вот высокая частота кадров — это способ улучшить 3D, это авторский инструмент».
На этот раз Кэмерон применил HFR более избирательно. Вся подводная часть фильма снята с высокой частотой кадров: эта техника использовалась и в «Пути воды», и в «Пламени и Пепле», чтобы получить кристально чистое изображение и подчеркнуть инопланетное ощущение. Над поверхностью воды переключение на HFR происходило только тогда, когда кадр рисковал получить смазывание из-за резких движений камеры. В остальных случаях изображение оставалось стандартным — с привычными 24 кадрами в секунду.
Если в предыдущей части зрителям показалось, что подводные сцены выглядят особенно гладко, они не ошиблись: на этих отрезках использовалась частота 48 кадров в секунду. Кэмерон называет свой подход точечным: HFR — это скальпель, а не кувалда.
Чтобы избежать путаницы: кинотеатральная высокая частота кадров — не то же самое, что навязчивая «плавность» изображения на современных телевизорах, когда картинка фильмов искусственно «улучшается» для имитации спортивных трансляций. Против такой обработки ещё в 2018 году выступали режиссёры во главе с Кристофером Ноланом, которые просили производителей телевизоров отключать эту функцию по умолчанию или делать настройку более доступной. Для киноэффекта нужна честная съёмка, а не электронная обработка.
В дебатах о частоте кадров режиссёр Нил Бломкамп высказывался, что гладкость 48 кадров в секунду убирает часть той самой «киношности», которой он дорожит, — он за классику в 24 кадра. Кэмерон же ищет баланс, применяя HFR только там, где за счет неё действительно выигрывает зрелище.
Что касается финансов, у «Аватара: Пламя и Пепел» внушительный производственный бюджет — примерно 250 миллионов долларов, по данным The Numbers. В интервью для Variety Кэмерон отметил, что рассчитывает вывести проект в плюс, но финальный вопрос — не просто окупаемость, а прибыльность: хватит ли результата для продолжения серии.
По предварительной оценке Deadline, стартовые сборы в США могут составить от 100 до 130 миллионов долларов, при среднем прогнозе около 110 миллионов. Для сравнения: «Аватар: Путь воды» в своё время стартовал с 134,1 миллиона. Так что открытие будет чуть скромнее, но по голливудским меркам это по-прежнему крепкий результат.
Премьера фильма «Аватар: Пламя и Пепел» намечена на 19 декабря.