В американский сезон наград ворвался неожиданный претендент: «Марти Великолепный» — новый фильм Джоша Сэфди, студии A24 и Тимоти Шаламе, который уже окрестили лучшей работой года. Картина рассказывает о большом спорте, поиске себя и цене одержимости.
Действие разворачивается в Нью-Йорке 1952 года, вдохновением для истории послужила реальная легенда настольного тенниса Марти Рейсмана. Тимоти Шаламе сыграл главную роль — Марти Маузера, одержимого идеей стать величайшим в в этой игре. Ради победы герой проходит через встряски, ошибки и испытания, втягивая в поток своих амбиций всех, кто оказывается рядом.
Участие Шаламе в проекте выглядит почти судьбоносным. Ещё в феврале, получая премию Гильдии киноактеров США за роль Боба Дилана в фильме «Никому не известный», актёр прямо заявил:
«Я действительно стремлюсь к величию. Знаю, люди обычно так не говорят, но я хочу быть одним из великих. Меня вдохновляют великие, меня вдохновляют великие, которые здесь сегодня».
В образе Марти Маузера Шаламе полностью исчезает за персонажем. Звезда первой величины растворяется — на экране остался только одержимый парень двадцати с небольшим лет, который спешит из одной катастрофы в другую. Даже если ему не достанутся большие награды, его работа здесь — одна из лучших на сегодняшний день.
Сам Марти при этом не типичный герой. Он обаятельный и разрушительный одновременно, а сценаристы Сэфди и Рональд Бронштейн не делают вид, что всё иначе. Это парень, который снова и снова попадает в неприятности и выкручивается словами... пока это работает. Немногие близкие видят, какой ущерб он наносит себе и другим. Именно в этом контексте в его жизни появляется героиня Гвинет Пэлтроу.
Пэлтроу играет Кей Стоун — актрису и светскую львицу, начинающую отношения с Марти. У неё за плечами похожий опыт: она понимает, как решения в двадцать два аукнутся в сорок два. Кей становится зеркалом для Марти — тем, которого он видеть не хочет.
Второстепенные роли исполнили Одесса Эзайон воплотила образ Рэйчел, друга и, возможно, возлюбленной Марти, Тайлер зе Креатор — его друг и напарник по аферам, а также Кевин О’Лири в роли бизнесмена Милтона Роквелла, который проявляет интерес к Марти и, по совпадению, женат на Кей. В кадре также появляются Фрэн Дрешер, Сандра Бернхард и режиссёр Абель Феррара — у всех запоминающиеся мини-выступления. Интересно, что у О’Лири почти нет актёрских работ за пределами реалити-шоу, однако он органично вписывается в фильм.
Многие уже сравнивают «Марти Великолепного» с культовыми «Неогранёнными алмазами», тоже срежиссированными Джошем и Бенни Сэфди при участии Бронштейна. И это оправдано: новый фильм держит зрителя в том же темпе тревоги, хаоса и плотных сюжетных поворотов — каждая ошибка главного героя толкает его на следующую, а напряжение не отпускает до самого конца. Марти зациклен на своей цели, не замечая, как причиняет боль окружающим и себе самому.
Однако, несмотря на драйв и юмор в отдельных сценах, фильм задает и более глубокие вопросы. Что произойдёт, если человек достигнет своей мечты? Была ли это твоя цель, или просто красивая идея, гнавшая тебя вперёд? Ради чего и кого ты принёс жертвы?
Атмосфера 50-х здесь воссоздана с точностью до мелочей — костюмы и декорации создают нужную иллюзию эпохи, но не превращают происходящее в маскарад. Монтаж передает почти физически ощущение падения героя, а музыка Дэниэла Лопатина заряжает энергией как настоящий турнир — неожиданно органично звучащая для комедийной драмы о настольном теннисе 1950-х.
«Марти Великолепный» — это одновременно и ураганная комедия, и выверенный психологический удар. Шаламе здесь выдаёт лучшую роль в карьере, а актёрский ансамбль слаженно работает на результат. Фильм держит, удивляет, смешит и разбивает сердце — ещё до финала хочется включить его в личный топ года.
Премьера киноленты «Марти Великолепный» состоится в кинотеатрах 25 декабря.