Советские фильмы для нас — не просто классика. Это — уют, детство, традиция. На Новый год мы неизменно пересматриваем «Иронию судьбы» или «Операцию «Ы», словно стараясь удержать ощущение праздника, каким оно было когда-то. Но способны ли эти картины растопить сердца зрителей по ту сторону экрана — за границей?
Оказалось — ещё как способны. Мы собрали десятку отечественных фильмов, которые не просто понравились иностранной публике, но стали настоящими открытиями для тех, кто прежде и не подозревал, что в Советском Союзе снимали кино мирового уровня.
Наш кинематограф не раз доказывал: хорошие фильмы есть не только в Голливуде. Мастера отечественного экрана — режиссёры, операторы, сценаристы — входили в состав жюри самых престижных кинофестивалей, получали награды, оказывались на первых полосах мировых изданий.
«Летят журавли» взяли «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах в 1958 году. «Баллада о солдате» в 1962-м получила BAFTA как лучший иностранный фильм. А в 1972-м «Солярис» Тарковского удостоился Гран-при жюри на всё том же Каннском фестивале.
Имя Тарковского в западной среде вообще стало синонимом высокого кино. Его фильмы — «Солярис», «Андрей Рублёв», «Сталкер» — изучают в университетах, цитируют в лекциях, пересматривают, обсуждают, интерпретируют. Один только Ларс фон Триер чего стоит: не раз признавался, что вдохновлялся работами Тарковского и даже заимствовал некоторые приёмы.
Отдельный разговор — операторская работа. Сергей Урусевский, снявший «Летят журавли», «Я — Куба» и «Неотправленное письмо», до сих пор считается эталоном визуального рассказа. Эммануэль Любецки — лауреат трёх «Оскаров» и автор визуальной магии в «Гравитации» и «Выжившем» — открыто говорил о своём восхищении Урусевским.
Так что если кто-то до сих пор думает, что за пределами Голливуда хорошего кино не бывает — ему точно стоит посмотреть, что снимали в Советском Союзе. Ну а нам остаётся только гордиться: наши фильмы умеют тронуть душу — и свою, и чужую.