Джордж Р. Р. Мартин перевернул привычные представления о фэнтези: в «Песни льда и пламени», которая легла в основу «Игры престолов», нет избранных героев, гарантированных счастливых концовок и привычных сюжетных ходов. Жесткая честность мира Вестероса стала одной из причин огромного успеха как книг, так и экранизации. Однако, по признанию Мартина, такие же принципы сделали работу над финалом саги настоящим испытанием.
В интервью писатель не раз отмечал, что сознательно ушёл от классических канонов жанра. Мартин объяснял свой выбор:
«В реальной жизни всё не так, поэтому и в моих книгах никто не застрахован от смерти».
Такой подход создал у читателей ощущение полной непредсказуемости и постоянной угрозы, а Вестерос стал восприниматься как настоящий мир, а не сказочная декорация. Но эта же сложность дала о себе знать: с годами сюжет разросся, появились десятки новых линий и персонажей. По признанию Мартина, создание шестой книги стало для него «проклятием жизни», и работа над ней тянется больше десяти лет.
Мартин часто говорит, что он не столько архитектор истории, сколько садовник: он не строит жёсткие схемы, а «сажает идеи» и наблюдает, как они распускаются. Есть и ощущение органичности, когда герои сталкиваются друг с другом и последствия их поступков стремительно растут. Но это же создает сложнейший «эффект бабочки»: случайный диалог мгновенно превращается в новую сюжетную ветвь.
У Мартина принципиальная позиция: не вытаскивать персонажей из беды приёмами вроде «девичьего сценария» или случайного спасения. Но это и причина столь медленной работы, ведь сюжет стал гигантским полем для манёвров, где нельзя просто «подправить» линию ради приближения финала.
Для тех, кто следит за прогрессом, хронология серии выглядит так:
- «Игра престолов» — 1996
- «Битва королей» — 1998
- «Буря мечей» — 2000
- «Пир стервятников» — 2005
- «Танец с драконами» — 2011
- «Ветра зимы» — дата выхода неизвестна
- «Грёзы о весне» — дата выхода неизвестна
На данный момент Мартину 77 лет, и он продолжает работать, стремясь к честному финалу истории, где не будет «чит-кодов» и незаслуженных концовок. Этот подход и сделал «Песнь льда и пламени» знаковой серией, но именно сложность и честность мира Мартин считает причиной того, почему завершение эпопеи столь трудное и долгое.