В недавнем интервью шведский актёр Стеллан Скарсгард вновь обратил внимание общественности на сложную фигуру Ингмара Бергмана, выдающегося режиссёра, оказавшего заметное влияние на театр и кино Швеции.
Скарсгард отметил, что Бергман не был диктатором на съёмочной площадке, но в личных отношениях проявлял сильные манипулятивные черты, выстраивая карьерные пути своих коллег по собственному усмотрению.
Скарсгард подчеркнул, что у него самого был опыт совместной работы с Бергманом в театре и на телевидении в 1980-х, и несмотря на критическое отношение к его методам, по-прежнему высоко ценит профессиональные достижения режиссёра.
После заявления актёра разгорелась новая дискуссия, в ходе которой многие вспомнили о влиянии Бергмана на театральную и кинематографическую среду. Документалистка Яне Магнуссон рассказывала, что с возрастом режиссёр становился все более вспыльчивым и резким, однако руководство Королевского драматического театра в Стокгольме часто игнорировало это, учитывая, что спектакли под его руководством неизменно собирали публику.
Ярким примером стал случай 1995 года с постановкой «Мизантропа», когда главный исполнитель Торстен Флинк оказался объектом резкой критики, что впоследствии оценивалось некоторыми участниками как психологическое давление.
О Бергмане, как человеке склонном к жёсткому контролю, вспоминали и другие. Например, согласно распространённой в социальных сетях видеозаписи, режиссёр якобы угрожал молодым кинематографистам, что может воспрепятствовать их карьере, если они не откажутся от левой идеологии в своих работах. Известен также случай со съёмок «Осенней сонаты», когда Ингрид Бергман после спора с режиссёром дала ему пощёчину.
Журналист Йорн Доннер в 1983 году отмечал, что в сфере шведского кино слово Бергмана определяло, кто сможет продолжить карьеру, а кто вынужден будет уйти. Сам Бергман не отрицал, что имеет двойственную натуру, и в разговоре с изданием New York Times Magazine признавался:
"Я прекрасно осознаю, что у меня два 'я'. Первое хорошо мне знакомо — оно полностью под контролем: всё распланировано, всё очень надёжно. Но есть ещё второе 'я', способное быть очень неприятным. Я думаю, именно его следует считать источником всей творческой работы — оно связано с ребёнком внутри меня".
Высказывания Скарсгарда отечественные и зарубежные обозреватели нередко называют крайне жёсткими. Иногда утверждается, будто актёр обвиняет Бергмана в поддержке фашистских идей и даже рассказывает про сочувствие к смерти Гитлера, хотя подобные оценки не появлялись в его интервью. Документально известно, что в юности режиссёр испытывал интерес к авторитарной идеологии, но с возрастом отошёл от подобных взглядов.
Вокруг Бергмана всегда возникала аура притяжения и сложного взаимодействия с коллегами, зачастую за пределами профессиональных отношений. Исполнители и режиссёры ценили сотрудничество, но нередко сталкивались с личными трудностями. Как признаёт сам Скарсгард:
"Художники — люди сложные. Можно быть выдающимся мастером и плохо вести себя в жизни. Это не отменяет большого вклада в искусство".
Трудно переоценить личный вклад Бергмана в мировое кино: с 1951 по 1982 год он поставил более шести десятков кинокартин и телепроектов, заметно изменив подход к темам души, веры и внутреннего одиночества. Его фильмы стали классикой не только для европейского, но и для мирового кинематографа, а многие кинематографисты признают влияние режиссёра на своё творчество. Перечень знаковых работ включает следующие проекты:
- 1957 — «Седьмая печать», философские размышления о вере и смерти;
- 1957 — «Земляничная поляна», тема памяти и старости;
- 1960 — «Девичий источник», размышления о мести и вере, лауреат премии «Оскар»;
- 1961—1963 — трилогия о вере: «Сквозь тёмное стекло», «Причастие», «Молчание»;
- 1966 — «Персона», размышления о раздвоении личности, признана вершиной творчества режиссёра;
- 1968 — «Стыд», картина о войне и вине;
- 1972 — «Шёпоты и крики», фильм о семье и страдании;
- 1973 — «Сцены из супружеской жизни», исследование отношений;
- 1978 — «Осенняя соната», финальная роль Ингрид Бергман;
- 1982 — «Фанни и Александр», масштабная семейная сага и лауреат четырёх премий «Оскар».
Режиссёр скончался в возрасте 89 лет, оставив после себя уникальное кинематографическое наследие, которое остаётся предметом обсуждения и изучения во всём мире. Истории о его методах работы и поступках до сих пор вызывают споры, однако его вклад в искусство бесспорен. Сложность личности Бергмана стала одной из неотъемлемых черт его творческого пути.