В Японии были обнаружены ранее неизвестные черновики режиссёра Исао Такахаты, которые проливают свет на неосуществившийся проект — приквел к анимационному фильму «Сказание о принцессе Кагуя». Несмотря на то, что оригинальная картина в течение десяти лет держит высшую оценку кинокритиков, дополнительные истории остались только в рукописях и не были реализованы студией Ghibli.
Документы, включающие примерно 130 страниц сценариев и заметок, были случайно найдены в рабочем кабинете Такахаты сотрудником Токийского университета изящных искусств Сэйдзи Кано. Среди записей выделяется план анимационной адаптации древней сказки о резчике бамбука, которая легла в основу «Сказания о принцессе Кагуя». Однако содержание черновиков указывает, что режиссёр задумывал отдельную историю о жизни Кагуи на луне и её мыслях перед тем, как она оказалась среди людей.
В одном из эпизодов приквела предполагается диалог Кагуи с пожилым персонажем, предостерегающим её от путешествия на Землю словами:
«Не приближайся к Земле», — сказано в записи.
По словам Сэйдзи Кано, эта завязка соответствует тому сюжету, намёки на который Такахата оставлял когда-то на официальном сайте фильма. Проект так и не был доработан дальше кратких записей. Удивительно, что идея оставалась неизвестной более десяти лет, несмотря на значимость самой картины для киностудии.
Работы Такахаты часто отличались особым вниманием к внутреннему миру персонажей и глубоким чувствам, что контрастировало с масштабными сказочными мирами Хаяо Миядзаки. Для Такахаты главным всегда была история о человеке и его переживаниях, и замысел приквела к Кагуе явно развивал именно эти темы.
Помимо планов по Кагуе, в архиве оказались рукописи ещё двух нерассказанных историй авторства Такахаты, относящихся ко времени его работы на студии Toei Animation. Главным мотивом в них снова выступает эмпатия и отказ от привычной схемы «добро против зла».
В их числе отмечают такие сюжеты:
- «Оэяма»: известная народная легенда здесь переосмыслена, и герои не вступают в кровавую битву с демонами, а решают всё при помощи волшебного напитка, уменьшающего злоумышляющих существ и возвращающего домой похищенных детей.
- «Драгоценность, которую я получил»: по мотивам произведения Кэндзи Миядзава, где кролик впервые обыгрывает коварную лису, а в финале злодей обращается к зрителю со словами: «Почему я всегда в роли злодея? Разве это справедливо?»
Остаётся только представить, каким мог бы быть рассказ о жизни Кагуи до её появления на Земле, если бы работа вышла на экран. Сегодня эти истории существуют только на бумаге и вызывают интерес у поклонников, которым было бы любопытно увидеть подобный полнометражный фильм.