На Кинопоиске у него жалкие 5.7 балла и всего около двух тысяч оценок, а в прокате он прошёл практически незаметно. И тем не менее, Кинг поставил его в свой личный топ-10.
Фильм вышел ограниченным тиражом в кинотеатрах, а затем попал на стриминг Shudder, где и обрёл свою (умеренно скромную) аудиторию. Несмотря на это, он остаётся практически неизвестным широкой публике, что особенно странно — учитывая имена в главных ролях: Джон Литгоу и Джеффри Раш.
Кинг отметил фильм за сочетание нескольких любимых им приёмов:
- Замкнутое, изолированное пространство, вызывающее ассоциации с "Сиянием"
- Повседневные предметы, наделённые сверхъестественной силой
- Социальный подтекст — тема старости, одиночества и беспомощности как источник настоящего ужаса
О чём фильм
Главный герой — судья Стефан (Джеффри Раш), который после инсульта попадает в бюджетный дом престарелых. Там он замечает странное поведение соседа по палате — Дэйва Крили (Литгоу), который не расстаётся с куклой по имени Дженни Пэн. Постепенно становится ясно, что через эту куклу Крили терроризирует других обитателей, включая самого Стефана.
При этом фильм подчёркнуто избегает мистики: кукла не одушевлена, магии нет. Всё построено на психологическом давлении, визуальных метафорах и тревожной атмосфере. Камера часто выхватывает "угловые" движения — что-то мелькает в поле зрения, зритель не уверен, видел ли он это вообще. Вместо дешёвых скримеров фильм использует ощущение неминуемой угрозы.
Почему Кинг в восторге
- История не о привидениях, а о людях: о старении, потере контроля над телом
- Насилие совершается руками тех, кто стереотипно считается безвредным
- Визуально фильм минималистичен, но предельно выразителен
"Обитель смерти" — пример того, как даже камерный хоррор без рекламной кампании может попасть в список "лучших из лучших", если в нём есть что-то по-настоящему страшное. Не внешнее, а внутреннее. И когда это говорит Стивен Кинг — ему, пожалуй, стоит верить.