Скандальный фильм режиссёра "Дома из динамита" спровоцировал реальное расследование

Фильм «Цель номер один» стал не только острой военной драмой, но и поводом для масштабной политической дискуссии и пересмотра отношений между спецслужбами и кинематографом.

Скандальный фильм режиссёра "Дома из динамита" спровоцировал реальное расследование
Источник фото: Legion-Media

В 2012 году на экраны вышла картина Кэтрин Бигелоу «Цель номер один», рассказывающая о поиске и уничтожении Усамы бен Ладена. Этот триллер вызвал оживлённые споры в политических кругах США и стал поводом к разбирательству в сенате по вопросу утечки секретных сведений.

Уже через несколько месяцев после выхода фильма Федеральное бюро расследований начало изучать, каким образом создатели получили доступ к закрытым данным об операции в мае 2011 года.

Конгрессмен Питер Кинг в августе 2011 года публично выразил опасения о возможной передаче секретной информации создателям фильма. Его заботило то, что, по его мнению, Белый дом во главе с президентом Бараком Обамой мог раскрыть сведения для повышения рейтинга перед выборами в ноябре 2012 года.

В этот период выход фильма был запланирован на октябрь — за несколько недель до президентских выборов, но потом премьеру перенесли на 19 декабря.

Служба внешней разведки США и Министерство обороны организовали внутренние проверки для оценки уровня сотрудничества с командой кинофильма. Представители ЦРУ отмечали, что помогали авторам картины лишь для достоверного показа своей работы, не раскрывая сведений, угрожающих национальной безопасности.

Впоследствии, однако, выяснилось, что доступ к определённой информации для съёмочной группы мог быть более широким, чем обычно позволяют киноиндустрии.

Благодаря официальным запросам в соответствии с американским законом о свободе информации стали известны некоторые подробности: сценарист Марк Боал присутствовал в штаб-квартире ЦРУ на церемонии в июне 2011 года, где директор Леон Панетта в присутствии примерно 1300 приглашённых рассказал детали проведения операции.

Панетта тогда назвал и подразделение специального назначения, проводившее рейд, и имя главы группы на месте событий. Кроме того, бывший заместитель министра обороны Майкл Виккерс также поделился с авторами фильма данными о ключевом участнике планирования операции, что является неординарной откровенностью для таких процедур.

В январе 2013 года сенатский комитет начал официальное расследование с целью выяснить, нарушалось ли законодательство при подготовке фильма, вследствие чего были изучены документы, предоставленные ЦРУ, а также личные записи Бигелоу и Боала.

Уже 25 февраля того же года по итогам проверки дело закрыли, поскольку никаких доказательств противозаконной деятельности выявлено не было. Авторы картины не раз заявляли, что их работа опиралась на открытые источники и интервью, не содержащие секретных сведений.

Марк Боал имел опыт работы журналистом, он освещал события в Ираке для одного из американских журналов, а полученные материалы легли в основу другого известного фильма. При создании «Цели номер один» его подход к сбору информации был во многом профессионально-репортёрским, что заставило представителей властей более тщательно отслеживать процесс создания картины.

Проект поддерживал адвокат, специализирующийся на защите свободы слова, Мартин Гарбас, который отмечал:

«Нет никаких доказательств того, что Бигелоу или Боал нарушили закон».

История с фильмом оказала влияние на работу государственных структур: спустя несколько лет визитеры из Голливуда уже сталкивались с более строгими и прозрачными правилами взаимодействия. В 2015 году в докладе руководителя внутреннего контроля ЦРУ отмечалось, что излишняя открытость ведомства в этот период была ошибкой, однако нарушений законодательства зафиксировано не было. С этого момента порядок консультаций для представителей индустрии был ужесточён.

Несмотря на проблемы и волну публичных дискуссий, «Цель номер один» показала хорошие результаты в прокате. Кассовые сборы картины по всему миру достигли $132,8 миллиона, а фильм получил пять номинаций на «Оскар», выиграв в категории «Лучший звук». Работу Бигелоу включили в число лучших фильмов года по версии многих известных критиков.

В хронологической последовательности события вокруг создания фильма развивались следующим образом:

  • Май 2011 года — американский спецназ уничтожил Усаму бен Ладена;
  • Июнь 2011 года — Марк Боал был гостем на мероприятии в штаб-квартире ЦРУ, где обсуждались детали операции;
  • Август 2011 года — Питер Кинг призвал к расследованию контактов между правительством и создателями картины;
  • Октябрь 2012 года — первоначальная дата премьеры (перенос произведён из-за выборов);
  • 19 декабря 2012 года — фильм вышел в прокат;
  • Январь 2013 года — сенат начал разбирательство;
  • 25 февраля 2013 года — расследование завершено, нарушений закона не выявлено;
  • 2015 год — по итогам внутреннего аудита ЦРУ получает замечание по поводу избыточной открытости, однако нарушений закона не установлено.

Картина до сих пор оказывает влияние на отношения между государственными институтами и киноиндустрией, задав новую планку открытости и ответственности для обеих сторон.

Оцените новость
❤️
🙏
😹
🙀
😿
Комментарии