Джордж Мартин придумал, как заставить ИИ платить каждому автору — и не копейки

Джордж Р. Р. Мартин и Гильдия авторов подали в суд на OpenAI, обвиняя компанию в масштабном нарушении авторских прав и требуя установить ограничения для развития технологий.

Джордж Мартин придумал, как заставить ИИ платить каждому автору — и не копейки
Источник фото: Legion-Media

Система искусственного интеллекта становится всё более заметной в различных сферах творчества, что вызывает беспокойство среди авторов. Недавно Джордж Р. Р. Мартин вместе с участниками Гильдии писателей подал судебный иск против компании OpenAI, обвинив её в нарушении авторских прав на широкомасштабном уровне. В отличие от призывов к запрету новых технологий, они требуют установления чётких правил использования трудов писателей и получения согласия и вознаграждения за использование их произведений.

Ключевой момент — кто и как должен решать вопрос согласия и оплату авторам, чьи книги используются для обучения искусственного интеллекта. Мартин в интервью выделил основные проблемы:

«Если вы обучаете искусственный интеллект на книге — имеет ли автор право дать согласие? Может ли он запретить такое использование? Получает ли он хоть какие-то деньги за это?»

Разработчики подобных систем используют для этого тысячи книг:

«Какую-то сумму должен бы получить каждый из тысячи авторов — пять центов, доллар, сто долларов? Кто это определяет?»

Сегодня компании формируют свои программы, собирая огромные массивы текстов без прозрачных процедур получения согласия или выплаты компенсаций. Мартин подчёркивает: существующее законодательство в этой сфере явно отстаёт от реальности.

В иске, поданном авторами, поднимаются три ключевых вопроса:

  • Право авторов разрешить или запретить использование своих работ для обучения;
  • Контроль за дальнейшим использованием их произведений;
  • Вопрос о справедливом вознаграждении для каждого автора.

Однако опасения связаны не только со сферой литературы. В индустрии кино технологии уже активно внедряются: например, недавно на экране дебютировала виртуальная актриса по имени Тилли Норвуд. Аналогичные инструменты используются для омоложения актёров на экране — без привлечения других исполнителей или специалистов по гриму, что сокращает число рабочих мест для живых людей.

Похожая тенденция проявилась и в издательском деле: для обложек книг всё чаще используют продукты, созданные искусственным интеллектом. Это также отражается на доходах художников, которые ранее занимались подобной работой, лишая их обычных средств заработка.

Мартин делится советами начинающим авторам: быть в курсе перемен, взаимодействовать с коллегами и не сдаваться. Он рекомендует посещать мероприятия, такие как Worldcon, отслеживать изменения в профессии и при любых сложностях продолжать создавать новые произведения.

Писатель отмечает, что его собственный путь был нелёгким: до успеха «Песни льда и пламени» и проекта «Игра престолов» встречались неудачи — провальным стал, например, роман Armageddon Rag, а работа в телевидении не оправдала ожиданий. Тем не менее, он советует идти вперёд, несмотря на сложности.

По мнению Мартина, искусственный интеллект способен комбинировать данные с огромной скоростью, однако выдумывать новые миры по-настоящему может только человек. Он убеждён:

«Если вы писатель, вы не выброшены из профессии. Осваивайте новые условия, изучайте рынок, держитесь за своё дело — и вы останетесь на плаву».

Как быстро закон сможет догнать технологический прогресс — вопрос открытый, но, по убеждению Мартина, человеческое творчество всё равно останется востребованным.

Оцените новость
❤️
🙏
😹
🙀
😿
Комментарии