Почему война Стивена Спилберга с Netflix — плохая затея

Наши друзья, Киноафиша.инфо и главный редактор Татьяна Шорохова рассказывают, что происходит в Голливуде с релизами Netflix, как Стивен Спилберг пытается запретить фильмам сервиса номинироваться на «Оскар» и почему он при этом выглядит, мягко говоря, некрасиво.
Почему война Стивена Спилберга с Netflix — плохая затея

Прежде чем добраться до истории со Спилбергом, давайте вспомним некоторые важные моменты, которые помогут лучше понять сложившуюся ситуацию.

Кого финансирует Netflix

Баллада Бастера Скраггса

Компания, основанная в 1997 году, начинала с проката DVD: рассылала диски в красных упаковках желающим. К слову, до сих пор этим занимается. Но с развитием интернета Netflix начал разработку собственного стриминг-сервиса, представив его в 2007 году. К январю 2019 года Netflix довел количество подписчиков во всем мире до 139 млн человек. Несмотря на наличие покупного контента, стриминг активно вкладывается в собственное производство — в октябре 2018-го стало известно, что компания Рида Хастингса намерена потратить 2 млрд долларов на фильмы и сериалы.

Netflix вложился в новый фильм братьев Коэн «Баллада Бастера Скраггса», оплатил работу над последним проектом Орсона Уэллса, финансирует новые фильмы Стивена Содерберга, Дэида Мишо, Фернанду Мерельеша, Ноа Баумбака. Постепенно из прокатного сервиса Netflix превратился в одного из крупнейших игроков киноиндустрии, став, по сути, новой киностудией, обладающей также мощнейшим прокатным инструментом. Фильм, выпущенный на Netflix, одновременно могут посмотреть жители 190 стран мира.

Когда рухнул рынок домашнего видео, Netflix (и ему подобные сервисы) стали чуть ли не единственным вариантом просмотра контента. Поддерживая фильмы, которым трудно найти дистрибуцию — да и бюджеты, если на то пошло, — сервис помогает довести до зрителя независимое и авторское кино. Стриминг заключает договора с видными шоураннерами (Шонда Раймс, Райан Мёрфи), запускает сериалы в других странах мира (Германия, Испания).

Как и у любой студии, у Netflix есть амбиции. И желание признания. В 2017 году три картины сервиса принимали участие в конкурсе Каннского фестиваля, что вызвало шквал протестов со стороны французских кинотеатров. Им, привыкшим к трёхлетнему (!) окну между кинопрокатным релизом и стриминговым, необходимо было подчинить Netflix своим правилам. Те отказались — и в 2018-м Канны остались без новых фильмов Альфонсо Куарона, братьев Коэн, Пола Гринграсса и Орсона Уэллса.

Netflix и «Рома» Куарона

Рома

После того как Альфонсо Куарон покинул церемонию вручения премии «Оскар» с тремя статуэтками за драму «Рома», в американских СМИ появились колонки на тему «Почему фильм Куарона не стал лучшим». Пресса в Штатах недолюбливает «Зелёную книгу», считая её очередной картиной о белом спасителе, недостойной приза Американской киноакадемии. Некоторые авторы пришли к выводу, что голосовавшие против Куарона на самом деле высказывали своё недовольство стриминг-сервисом Netflix. Сайт Vulture разродился текстом «Как Netflix пытался купить "Оскар" за лучший фильм, но ничего не вышло» — в нём рассказывается, как Netflix потратил от 40 до 60 млн долларов на продвижение «Ромы» среди киноакадемиков (что интересно, бюджет фильма составил всего 15 млн долларов). Отметим, что производством картины занимались независимые кинокомпании, а Netflix выступил лишь в качестве прокатчика, купив ленту для показа в мире. Премьера драмы состоялась в конце августа 2018-го на Венецианском кинофестивале, откуда Куарон уехал с главным призом — «Золотым львом». Итальянские кинотеатры было повозмущались, но их голоса не прозвучали так же громко, как голоса французских кинотеатров.

Мировой релиз «Ромы» на Netflix состоялся 14 декабря 2018-го, но до того, в ноябре, фильм был показан в нескольких кинотеатрах Нью-Йорка и Лос-Анджелеса. Таким образом стриминг выполнил существующее требование киноакадемии к фильмам, выдвигающимся на «Оскар». Напомним, что Киноакадемия рассматривает только фильмы, которые показывались с 1 января по 31 декабря в округе Лос-Анджелес на протяжении семи дней в кинотеатрах. В день как минимум три сеанса, все, разумеется, с продажей билетов.

Netflix и «Ирландец» Скорсезе

Мартин Скорсезе, Аль Пачино и Роберт Де Ниро на съемках «Ирландца»

В конце 2016 года вышла драма Мартина Скорсезе «Молчание». Это был очень важный для режиссёра проект, который он не мог запустить долгое время. Экранизация романа Сюсаку Эндо собрала в Северной Америке всего 7,1 млн долларов. За рубежом цифры были не менее плачевными — 16,5 млн долларов. При этом на картину потратили, по разным данным, от 40 до 50 млн долларов. Отбить её в прокате не удалось.

Предыдущий проект Скорсезе, бойкая на язык лента «Волк с Уолл-стрит» с участием Леонардо ДиКаприо, собрал 116 млн долларов на родине и 275 млн долларов за рубежом. Полученные 382 млн долларов сделали фильм самым кассовым за всю карьеру постановщика. Возможно, только благодаря этому Скорсезе удалось получить финансирование «Молчания». Но поиск средств на следующий фильм, криминальную драму «Ирландец», затянулся.

Бюджет гангстерской саги с участием Роберта Де Ниро, Аль Пачино, Джо Пеши и Харви Кейтеля дотянул до 125 млн долларов (по некоторым данным, требовалось почти 200 млн). Причиной тому стала необходимость «омолаживать» героев средствами компьютерной графики. Действие этой истории развивается на протяжении нескольких лет, и режиссёр не хотел менять актёров. Работа компании Industrial Light & Magic обошлась Скорсезе и его продюсерам в очень крупную сумму. Сделка с Paramount должна была обеспечить «Ирландцу» прокат в США и Канаде, однако в феврале 2017-го студия отказалась от фильма. Бюджет ленты разрастался, и даже мексиканская компания-продюсер «Фабрика де Сине», планировавшая вложить 100 млн долларов в фильм, отказался от сделки. Прошло несколько дней после отказа Paramount, и в феврале 2017-го «Ирландца» купил Netflix.

Читать далее