Кэтрин Бигелоу, получившая широкое признание благодаря фильмам «Повелитель бури» и «Цель номер один», вновь возвращается к теме ядерной угрозы. Её новая политическая драма «Дом динамита» выходит в прокат в Соединённых Штатах Америки 10 октября 2025 года, а спустя две недели появится на Netflix.
Сюжет строится вокруг кризиса: на Чикаго движется неопознанная ракета, до удара остаётся восемнадцать минут. Руководство страны, включая военных и гражданских советников, пытается выяснить источник и пресечь катастрофу; однако информация противоречива, времени на решение катастрофически мало.
Кульминация наступает, когда президента эвакуируют из Вашингтона на вертолёте, а ситуация выходит из-под контроля. Правительственные советники расходятся во мнениях: один настаивает на немедленном ответном ударе, другой призывает проявить сдержанность. В этот момент президенту, охваченному страхом и одиночеством, удаётся связаться с супругой, но события развиваются стремительно — Чикаго уничтожен.
Картина обрывается на самом напряжённом месте: зрителю так и не показывают, примет ли президент решение нанести ответный ядерный удар или откажется от таких действий. Вместо привычного итога перед зрителем встаёт вопрос — что дальше?
Создатели намеренно не уточняют, кто стоит за атакой. На протяжении почти двух часов герои безуспешно пытаются выяснить, кто запустил ракету: обсуждаются разные варианты, советуются со специалистом по Северной Корее, связываются с российским министром иностранных дел, звучит версия о подводной лодке. Однако виновник так и не называется.
Сценарист Ноа Оппенхайм пояснил на Нью-Йоркском кинофестивале этот приём так:
«Я думаю, что если бы мы раскрыли, кто выпустил ракету, это стало бы для зрителя удобной развязкой: появился бы однозначный злодей, и тогда можно было бы вернуться к привычной жизни. На самом деле мы хотели поставить более важный вопрос: хотим ли мы по-прежнему жить в такой глобальной реальности?»
Он заметил и уязвимость существующей системы:
«Вполне возможно, что подобное оружие окажется в руках государства, о котором мы ещё даже не знаем, или — как говорит один из героев фильма — у капитана подлодки, который проснувшись узнаёт об измене жены и решает нажать кнопку. Всё это говорит о хрупкости ситуации. Мы отказались от поиска одного виновного, чтобы сфокусироваться на общей проблеме», — добавил автор сценария.
Такой финал вызывает у зрителя ощущение недосказанности. И именно этот приём выбран сознательно: президент в фильме изображён как человек вменяемый и способный взвесить аргументы, но даже он не выдерживает давления обстоятельств. Зрителя вынуждают задуматься: страшнее всего момент, когда решение о жизни и смерти принимает уставший, возможно, случайный человек.
Авторы фильма подчёркивают, что опасность ядерного оружия заключается не только в политике, но и в человеческом факторе, страстях, ошибках и страхах. Любой ответный шаг рискует спровоцировать катастрофу, а отказ может быть воспринят как проявление слабости. Фильм не обещает простого решения и не предлагает утешения.
Кэтрин Бигелоу отмечает, что главная цель картины — спровоцировать реальную дискуссию о судьбе мирового ядерного арсенала, которого, по её словам, насчитывается более 12 тысяч единиц.
«Я надеялась, что этот фильм не только донесёт до зрителя сведения, но и подтолкнёт к разговору о необходимости сокращения запасов ядерных вооружений. Важно, чтобы после просмотра началось обсуждение — это, пожалуй, главное, чего мне бы хотелось добиться», — рассказала режиссёр.
Фильм длится 1 час 52 минуты. В главных ролях: Идрис Эльба, Ребекка Фергюсон, Джаред Харрис, Энтони Рамос.