«Не женская роль»: как Георгий Милляр стал главной Бабой-Ягой советских сказок

Артист скрыл свое аристократическое происхождение.

«Не женская роль»: как Георгий Милляр стал главной Бабой-Ягой советских сказок

Всеми любимых сказочных персонажей — Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного, Черта, Подводного царя — сыграл Георгий Францевич де Милье. Так звали всесоюзного любимца. Однако скромный и застенчивый Георгий сменил фамилию, чтобы скрыть свое зажиточное прошлое. Так он стал Милляром.

Его отец был французским инженером, который приехал в Россию работать, мать — из богатой семьи иркутского золотопромышленника. Мальчика окружали гувернантки-француженки, его обучали музыке, языкам. Поэтому Милляр свободно владел французским и немецким языками.

Когда ему было три года, скончался отец, а после Октябрьской революции семье пришлось распрощаться с нажитым и сменить богатые апартаменты на комнату в коммуналке.

Любовь к искусству мальчику привила его тетушка, игравшая в местном театре. Еще в семь лет Георгий пытался научиться наносить грим. Повзрослев, он стал бутафором, но все время грезил сценой. Однажды удача улыбнулась — ему доверили роль Золушки вместо заболевшей актрисы. Так началась его звездная карьера.

Однако не сразу Георгию удалось стать знаменитой Бабой-Ягой. Милляр так волновался на пробах у главного сказочника Александра Роу, что провалил их. Но все же был задействован в эпизодах. И вот его взяли на роль царя Гороха в фильме «По щучьему велению». Ради этой роли Георгий избавился от бровей и волос на голове, и его заметили. Все вокруг стали отмечать его мимику, жесты и пластику.

В конце концов он добился расположения Роу и снялся в образе Бабы-Яги, хотя режиссер искал женщину на эту роль.

«Не женская это роль. Какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется — она тут же реснички себе подрисует», — был уверен Георгий Францевич.

Личная жизнь артиста не была столь яркой, как поначалу могло всем казаться. С особами женского пола он не общался, поэтому его даже подозревали в нетрадиционной ориентации. За спиной судачили, что артист много пьет. Лишь близкие все отрицали.

Милляр жил с матерью, однако после ее кончины женился на 59-летней соседке по коммуналке Марии. Женщина была твердого характера, ездила с артистом на съемки и следила, чтобы Георгию было удобно и комфортно. Друг с другом супруги были очень нежны: Милляр звал жену Манечкой, а та его — Кошей.

Когда артисту было уже за 80 лет, Роу умер. Вместе с этим для Милляра наступили тяжелые времена. Сказки уже не интересовали других режиссеров, поэтому он брался за любую работу. В преддверии 85-летия актер должен был встретиться с поклонниками в концертном зале «Россия». Актер так хотел увидеться с детишками, что нарисовал 850 штук (по количеству мест в зале) картинок с изображением Бабы-Яги и подписал: «С любовь, Г.Ф. Милляр». Однако встреча не состоялась, а картинки разошлись по знакомым, некоторые попали в Музей кино.

Артист не дожил до своего 90-летия. Он заболел воспалением легких и умер тихо, во сне, 4 июня 1993 года. Так завершилась яркая на сцене, но трагичная в жизни земная история народного артиста РСФСР Георгия Францевича Милляра. Его тело захоронено на Троекуровском кладбище Москвы.

Источник фото: Legion-Media

Автор: Анфиса Слепцова