В 1927 году Герберт Уэллс, автор "Машины времени" и один из основоположников научной фантастики, так и сказал: "довольно глупый фильм". В The New Yorker с ним согласились: "бессмысленный, пустой, неубедительный". Прошло почти сто лет — и теперь "Метрополис" входит в список классики мирового кино, а Кристофер Нолан называет его одним из своих любимых фильмов. То ли мир изменился, то ли кинонаследие оказалось крепче, чем казалось критикам прошлого.
"Метрополис" — это немой чёрно-белый фильм Фрица Ланга, вышедший в Германии в 1927 году. История о будущем, где город разделён на привилегированных "верхних" и угнетаемых "нижних", давно стала классикой. Картина повлияла не только на научную фантастику, но и на визуальный язык современного кино — от "Бегущего по лезвию" до "Тёмного рыцаря".

Сюжет построен вокруг конфликта между классами, технологий, религии и власти. Робот, созданный безумным учёным, вызывает в городе хаос, а главный герой — сын правителя Метрополиса — пытается найти путь к примирению. Всё это подано в авангардной, почти сюрреалистической форме, с декорациями, от которых даже сейчас у зрителей челюсть отвисает.
Кристофер Нолан не только признавался в любви к "Метрополису", но и цитировал его в собственных фильмах.
"Начало" берёт многое из визуальной концепции Ланга, а в "Тёмном рыцаре: Возрождение легенды" он пытался воссоздать масштаб городской утопии/антиутопии, как в немецкой классике.
Фильм давно доступен в отреставрированной версии и спокойно пережил столетие. Без звука, без цвета — но с идеями, которые и в 2025 году выглядят не устаревшими, а пугающе точными.