В ноябре впервые в истории радиочартов Billboard на одну из позиций попал исполнитель с искусственным интеллектом. Композиция «How Was I Supposed to Know?» в исполнении Xania Monet заняла тридцатое место в чарте Adult R&B Airplay по данным на 1 ноября. До этого случая ИИ-артисты попадали лишь в рейтинги, учитывающие прослушивания и скачивания, но не в отдельный радиочарт.
За направлением Xania Monet стоит поэт Талиша Джонс, которой 31 год и которая живёт в городе Олив Бранч, штат Миссисипи. Все тексты принадлежат ей — Джонс пишет их самостоятельно, а дальнейшее превращение их в окончательные треки происходит с помощью музыкального сервиса Suno. Её менеджер Ромел Мёрфи рассказывает, что большинство песен основано на личных историях Джонс, примерно 90% текстов появились так, а остальные вдохновлены событиями, связанными с друзьями и близкими.
В детстве Талиша пела в церковном хоре. Сейчас она не стремится к вокальной виртуозности и видит себя прежде всего как автора и творца, который планирует увеличить сотрудничество с другими музыкантами. Мёрфи отмечает, что успеху Xania способствуют не заедающие припевы, а выразительность текста:
«Это подлинная музыка — настоящее ритм-энд-блюзовое звучание. Здесь есть художник».
Он подчёркивает, что за цифровым образом стоит реальный автор.
Публика узнала Xania Monet не только благодаря радио и музыкальным платформам. На протяжении года аккаунты Xania собрали более 161 тысяч подписчиков на видеохостинге, 147 тысяч — в одной из популярных социальных сетей, а число ежемесячных слушателей на стриминговом сервисе превышает миллион. Дополнительно в июле она заключила контракт с независимым лейблом Hallwood Media, принадлежащим Нилу Джейкобсону; стоимость соглашения, по данным Forbes, составила 3 миллиона долларов после конкурентных торгов.
Почему попадание на радиочарт так важно? Алгоритмы цифровых сервисов могут быстро вывести незнакомого музыканта в топ, но радиостанции склонны поддерживать те мелодии, которые находят отклик у широкой публики из недели в неделю. Радиочарт Adult R&B Airplay отражает только то, что действительно звучит в эфире, а не просто популярно в интернете или в социальных сетях.
Обсуждение в социальных сетях после появления Xania Monet в радиоэфире оказалось полярным. Некоторые пользователи считают, что подобным ИИ-проектам не место в рейтингах:
«Это должно быть запрещено, чтобы искусственный интеллект появлялся в чартах».
Другие настаивают на важности личности автора, даже если часть музыки создаётся с помощью новых технологий:
«Люди следуют за людьми».
Или:
«Граница между артистом и образом стирается… искусственный интеллект усиливает возможности независимых».
Среди слушателей и профессионалов индустрии продолжаются споры: часть считает, что ИИ станет угрозой рабочим местам, другая часть видит в этом всего лишь современный инструмент для музыкантов. Как поясняет Джонс, искусственный интеллект помогает ей реализовать идеи, а не полностью заменяет живого исполнителя.
Кроме Xania Monet, за последние месяцы в чартах заметили ещё несколько проектов с использованием искусственного интеллекта и участием реальных авторов:
- ChildPets Galore с треком «The Only Thing I Can Take to Heaven» вошли в хит-парад христианских цифровых продаж на 14 место, за первую неделю было куплено более тысячи копий; главную роль в проекте играет автор Синди Хьюго. Их общее число прослушиваний превысило 1,2 миллиона.
- Unbound Music с песней «You Got This» заняли 47 строку среди новых артистов: каталог песен набрал 5,5 миллиона прослушиваний, проект управляется Теренсом ЛеДу.
- Enlly Blue, созданный Тоунг Вьетом, вышел на 44 место среди перспективных исполнителей и добрался до 15 позиции по продажам рок-треков; совокупные прослушивания превысили 5,3 миллиона.
- Juno Skye (Нгуен Дык Нам) и Breaking Rust (Обьер Тейлор) также отметились в сводках с 1,6 миллиона официальных прослушиваний.
Таким образом, появление Xania Monet на радиостанциях США стало значимым событием, открывшим новую страницу в сочетании современных технологий и музыкального искусства. За уникальным образом стоит человек и многомиллионное соглашение, а песни звучат на реальных радиоволнах. Оценки этого явления у слушателей и артистов остаются неоднозначными и не сводятся лишь к вопросу технологий.