Бывший актёр Disney, Кэлам Уорси, оказался в центре ожесточённых споров в интернете после запуска нового проекта, который позволяет создавать цифровые копии умерших людей. Совместно с партнёрами он представил приложение, где можно воссоздать говорящий виртуальный образ любого человека, в том числе уже ушедших из жизни. Этот проект, по словам авторов, позиционируется как «социальная сеть для аватаров» и «живой архив человечества».
Бета-версия приложения для владельцев устройств Apple доступна с 11 ноября 2025 года, на устройствах с Android запуск ожидается в скором времени. Каждый пользователь уже сейчас может создать собственный виртуальный аватар — полная информация о стоимости пока не раскрывается, но предполагается система абонентской платы с разными опциями.
Внимание общественности привлекла рекламная кампания, где показано, как беременная женщина общается с цифровым образом своей покойной матери, обсуждает будущего ребёнка и позже «знакомит» новорождённого с виртуальной бабушкой.
Однако реакция в социальных сетях оказалась крайне неоднозначной. Огромное количество пользователей сразу же выразили недовольство, заявив о серьёзных этических проблемах. В центре дискуссии оказались такие вопросы, как:
- Кто имеет право решать, можно ли использовать внешность и голос умершего для создания цифровой копии?
- Насколько допустимо с точки зрения этики создавать такие аватары, и не становится ли это, по выражению некоторых пользователей, «цифровым мародёрством»?
- Каким образом проект монетизируется и не приведёт ли это к коммерциализации памяти ушедших, например, рекламным сообщениям от виртуальных родственников?
Волна критики особенно усилилась после выхода вышеупомянутого ролика. В интернет-пространстве появилось немало иронических высказываний о прошлом Уорси на детском канале и колких мемов на тему проекта. Многие напомнили сюжет одной из серий британского телесериала "Чёрное зеркало", где описывалась схожая ситуация с воссозданием личностей с помощью искусственного интеллекта.
Запуск приложения 2wai совпал с масштабной дискуссией о применении искусственного интеллекта в сфере развлечений и массовой культуры. На этой неделе стало известно, что известные актёры Мэттью Макконахи и Майкл Кейн работают с компанией, разрабатывающей технологии синтетических голосов. Макконахи, например, использует такие решения для озвучивания испаноязычной версии своего авторского проекта, в то время как английскую версию по-прежнему диктует лично. Также сообщается, что актёр уже некоторое время входит в число инвесторов этой компании.
Новости вызвали очередной всплеск споров: одни считают, что вскоре подобные технологии станут нормой, другие говорят о том, почему многие звезды соглашаются сотрудничать с технологическими стартапами, а не выступают против. Некоторые высказывают мнение: лучше согласиться и получать вознаграждение, чем оказаться клонированным без ведома.
Не все представители киноиндустрии с энтузиазмом принимают такие перемены. Морган Фриман недавно в интервью заявил открыто:
«Я этим категорически недоволен. Как и любой актёр, я против подражания с помощью обмана. Я этого не приемлю, и мне платят за мою работу — если сделаете это без меня, это будет воровство».
Режиссёр Гильермо дель Торо также высказался предельно прямо:
«Мне шестьдесят один год, и я надеюсь вообще не применять подобные технологии до конца жизни».
Постановщик признался, что боится не столько самих новых инструментов, сколько легкомысленного обращения с их возможностями.
Согласно заявлению Кэлама Уорси, проект 2wai задуман для сохранения воспоминаний и историй о людях. На практике, однако, использование внешности и голоса без соответствующего согласия становится источником как юридических, так и моральных сложностей. Несмотря на тёплые ноты в рекламе, множество пользователей отмечают, что последствия подобных подходов способны пугать.
Разработчики обещают скорый запуск версии для Android и уверяют, что создают «живой архив» эпохи. Однако бурная реакция общественности показала: компании, возможно, придётся разработать чёткие правила по вопросам согласия, уважения к памяти ушедших и прозрачности коммерческих моделей, чтобы снизить волну критики.