История об условиях труда в японской анимационной студии MAPPA получила широкий резонанс после недавнего интервью с аниматором Ли Кри. Она сообщила, что за шесть секунд анимации для проекта «Магическая битва» ей заплатили всего 17 долларов. Эту короткую сцену, по словам художницы, она создавала примерно 10 часов, то есть заработала чуть больше двух долларов за час работы.
Этот случай вызвал оживлённые обсуждения в соцсетях. Зрители и поклонники аниме выразили возмущение расценками, а один из комментаторов написал:
«Это ужасно, студии должно быть стыдно за то, что её сотрудники оказываются в таком положении. Мне всё равно, задержат ли выпуск новых серий — главное, чтобы работавшие над ними сами могли гордиться результатом».
Впрочем, официальные данные студии о начальных окладах выглядят иначе. В прежнем объявлении о приёме на работу, размещённом на аниме-платформе, фигурировала зарплата для стажёров — 230 543 иены в месяц (по курсу на тот момент — примерно 2 007 долларов США). Сообщалось о двухлетнем контракте, а также о возможности перевода на полную ставку с соцпакетом для успешно зарекомендовавших себя новичков.
По информации, собранной в тематических изданиях, MAPPA входит в число студий с наиболее высокими стартовыми окладами в индустрии. Так, список ведущих студий по уровню оплаты для начинающих выглядит так:
- Toei Animation
- MAPPA
- Kyoto Animation
Среди них даже такие известные фирмы, как Studio Ghibli, находятся ниже MAPPA по уровню стартовой оплаты, несмотря на своё имя в международном масштабе.
Тем не менее, заявления сотрудников студии о перегруженности и низких доходах не прекращаются. Размер оплаты сильно зависит от того, каким образом человек приглашается на проект, какая форма трудоустройства ему предлагается и какую работу он выполняет. По словам работников, реальная повседневная жизнь сопровождается сильной нагрузкой и малыми выплатами.
В том, как формируется доход аниматоров в таких крупных студиях, немалую роль играют особенности самих проектов и способов сотрудничества. Поэтому одинаково вероятна и ситуация с фиксированным окладом, и заработок «за кадр», который может быть крайне низким.