«Душа»: путешествие Туда и обратно

Рассказываем, почему стоит пристальнее всматриваться в «Душу», даже если вы уже успели посмотреть её на большом экране.

«Душа»: путешествие Туда и обратно

Любимцы публики и новаторы от анимации в пандемию не побоялись перенести релиз своего дорогущего анимационного блокбастера из кинозалов на Disney+. А с 1 апреля фильм станет доступен и в России, в онлайн-кинотеатре Okko.

Кто в детстве не отдавал себя в объятия грёз и не мечтал об осуществлении самых смелых желаний? Будучи ребёнком, легко всей душой устремиться к некой высшей точке самореализации, будь то игра на скрипке, рисование или актёрское мастерство. Но в какой-то момент, и мало кто понимает, когда мечта о творчестве становится реальностью и превращается в быт.

И тогда возникает вопрос: как жить с осознанием того, что искусство — не высшее предназначение, а лишь ещё один способ заработать себе на жизнь?

Рассказываем, почему стоит пристальнее всматриваться в «Душу», даже если вы уже успели посмотреть её на большом экране.
Кадр из мульфильма «Душа»

Эти размышления и являются ключевой идеей последнего на данный момент мультфильма Pixar «Душа» от режиссёра Пита Доктера, «мультипликатора из Миннесоты», как он сам себя называет. Художник пришёл на студию, когда ему исполнился двадцать один год, и вот уже тридцать лет продолжает оказывать на неё непосредственное влияние. На заре карьеры Доктер получил эксклюзивное предложение поработать в качестве сорежиссёра над «Корпорацией монстров», которая принесла студии Оскар. Следующие несколько лет были для Доктера не менее плодотворными: он создал ещё несколько культовых мультфильмов («Вверх», «Головоломка»), был ещё шесть раз номинирован на Оскар, а в 2017-м после ухода отца-основателя Pixar Джона Лассетера занял место художественного руководителя студии.

Несмотря на новую должность, полную обязательств, Пит Доктер не смог бросить режиссуру и довёл до финала проект о поиске своей искры, который 23 года не давал ему покоя — «Душу».

Из-за пандемии выход фильма на большие экраны задержался, но это не помешало ему собрать более 250 миллионов рублей всего за четыре первых дня проката в России.

Рассказываем, почему стоит пристальнее всматриваться в «Душу», даже если вы уже успели посмотреть её на большом экране.
Кадр из мультфильма «Душа»

С одной стороны, «Душа» Пита Доктера и сорежиссёра Кемпа Пауэрса, вложившего много личных черт в главного персонажа, продолжает традицию Pixar, размышляя о сложном и вечном с помощью простого. Но с другой, делает большой шаг навстречу взрослому зрителю, который с первых минут может узнать себя сразу в двух главных персонажах —Джо Гарднере (Джейми Фокс) и душе по имени Двадцать Вторая (Тина Фей).

Джо — школьный учитель музыки. В детстве он, как и все, мечтал о чём-то большом и великом, но надежды на успешную карьеру вот-вот окончательно растают: предложений от джазовых ансамблей не поступает, а средняя школа приглашает на полную ставку со страховкой, пенсией и классом в пару десятков равнодушных бездарей в придачу. Внезапно Гарднеру выпал шанс исполнить детскую мечту и стать настоящим гастролирующим джазменом, аккомпанирующим известной саксофонистке Доротее Уильямс. Сам не свой от счастья, Джо вприпрыжку пересекал нью-йоркские улицы, с каждым шагом оказываясь ближе к отрезвляющей катастрофе. Меньше чем через час после прослушивания Джо упал в канализационный люк и умер.

Давно известно, что в Pixar отказываются верить в забвение после смерти, поэтому едва потеряв своё земное тело, Джо обретает тело духовное и оказывается на пути в Светлое После.

Но Джо не намерен сдаваться в шаге от мечты, он бунтует и проваливается сквозь пространство в так называемый Мир До. Здесь ещё несформированные души ждут своего рождения, а существа, называющие себя Джерри, лишенные пола и возраста, следят за тем, чтобы процесс появления и воспитания душ был непрерывным и автоматизированным, хотя и не лишенным импровизации. Джерри дают Джо задание: подготовить к жизни Двадцать Вторую, непутёвую душу без всякого желания к рождению.

Рассказываем, почему стоит пристальнее всматриваться в «Душу», даже если вы уже успели посмотреть её на большом экране.
Кадр из мультфильма «Душа»

Под музыку лауреата «Грэмми» Джона Батиста, обладателей «Оскара» Трента Резнора и Аттикуса Росса, Джо приступает к выполнению задания, надеясь таким образом найти выход из Мира До, и вернуться к земной жизни аккурат к вечернему выступлению.

Реальный Нью-Йорк, созданный художником Джудом Браунбиллом для Гарднера оказывается дороже безмятежного и залитого светом иного мира.

В нем слишком уже размытые формы и однообразная цветовая гамма, герои откликаются на одно и то же имя и выполняют набор положенных им функций. А вот Нью-Йорк полон непредсказуемых событий, ярких оттенков, меняющихся в зависимости от времени года, и героев, жизнь которых далека от предсказуемости.

Рассказываем, почему стоит пристальнее всматриваться в «Душу», даже если вы уже успели посмотреть её на большом экране.
Кадр из мультфильма «Душа»

Но, пожалуй, это единственное противопоставление, которое можно обнаружить в мультфильме. Всё прочее сообщает скорее о многообразии, нежели о столкновении. Например, в «Душе» попросту нет персонажей-злодеев, а конфликтные ситуации возникают внутри Джо и Двадцать Второй, а не в их взаимодействии. Проблемы героев не связаны с расой (по сюжету Джо — афроамериканец, а Двадцать Вторая, хоть и не имеет физической формы, но предпочитает позиционировать себя как американскую белую девушку лет двадцати), политическими убеждениями, культурой или обычаями.

Все их страхи и сомнения выращены на почве универсальной неудовлетворённости собой и намеренного отказа от принятия, казалось бы, простой истины — жить надо не ради Великого и Предначертанного, а просто так.

Сейчас творение Пита Доктера можно найти в онлайн-кинотеатре Okko, и смотреть мультфильм «Душа» (6+) стоит вне зависимости от того, удалось ли вам ранее познакомиться с ним в тёмном зале кинотеатра. Он, как и прочие картины, созданные в студии Pixar, таит в себе множество загадок — начиная от классических отсылок к прошлым и будущим проектам студии и заканчивая поиском новых смыслов, теряющихся за насыщенностью основной сюжетной линии. А если разбирать мультфильм по кусочкам не входит в ваши планы, то посмотрите его не ради Великого и Предначертанного, а просто так, чтобы почувствовать запах осени и понять, что никогда не поздно открыть глаза и начать жить.