На фестивале кино в Лондоне трёхкратный обладатель «Оскара» Дэниел Дэй-Льюис удивил публику признанием, что сегодня он не взялся бы за роль, принёсшую ему первую награду Американской киноакадемии. Во время обсуждения картины «Моя левая нога» актёр заявил, что его отношение к участию в том проекте изменилось:
«Совершенно очевидно, сейчас я бы этого не сделал — даже на тот момент возникали вопросы. Пара ребят из клиники Сэндимаунт, которые мне тогда очень помогали, прямо сказали, что не считают правильным моё участие».
Актёр, сыгравший писателя и художника Кристи Брауна, который страдал детским церебральным параличом и управлял только одной ногой, теперь уверяет, что подход к подбору исполнителя роли был сомнителен даже по тогдашним меркам. По его словам, это мнение ему озвучивали и те, кто обучал его в клинике перед съёмками. Тем не менее, работа принесла Дэй-Льюису престижную кинопремию, а критики и зрители называли перевоплощение абсолютным.
Для подготовки к съёмкам актёр длительное время тренировался в Дублине: он осваивал письмо и живопись пальцами ноги, а на площадке не выходил из образа даже между дублями.
Коллеги по съёмкам рассказывали, что его приходилось переносить и помогать с приёмом пищи. Этот уровень самоотдачи впечатлил как публику, так и членов жюри.
Фильм «Моя левая нога» рассказывает об ирландце Кристи Брауне и основан на реальных событиях; режиссёр Джим Шеридан, в ролях снялись Дэниел Дэй-Льюис, Хью О’Коннор, Бренда Фрикер, Рэй Макэнэлли и Фиона Шоу. Лента получила 98 % положительных рецензий от критиков и 92 % одобрения зрителей; именно за неё актёр впервые удостоился премии «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль». С того времени лента регулярно обсуждается и среди кинозрителей, и в профессиональном сообществе.
Обсуждаемая ситуация иллюстрирует более широкий вопрос, который волнует сегодня западную киноиндустрию: допустимо ли актёру без инвалидности исполнять роль человека с особенностями здоровья?
Дэй-Льюис открыто признал, что сомнения в его праве на эту роль были уже в момент съёмок со стороны профессионального сообщества инвалидов. Он стал одним из тех, кто спустя годы подвергает сомнению собственные принципы и поступки в контексте представления разных групп на экране.
Пределы «аутентичного» подбора актёров обсуждаются всё острее. С одной стороны, становится важнее личный жизненный опыт исполнителя, с другой — искусство актёра подразумевает умение вжиться в другой образ.
Перегиб в сторону строгого совпадения с персонажем ставит под сомнение саму суть профессии; однако признание таких актёров, как Дэй-Льюис, что подход был спорным уже тогда, — значимый шаг в переосмыслении традиций.
Вопрос остаётся открытым: стала ли бы эта роль сейчас возможной, или её стоит воспринимать как продукт своего времени? Зрители и профессионалы продолжают искать баланс между искусством актёрской игры и требованиями современного общества к репрезентации.