Завершившийся в 2009 году трёхсерийной развязкой под названием "Сумерки" (Daybreak), "Звёздный крейсер "Галактика"" поставил точку в истории выживших колонистов, их противостоянии с сайлонами и попытках обрести новый дом. И хотя технически зрители получили ответы на большинство сюжетных вопросов, финальный аккорд сериала оставил пространство для интерпретаций, религиозных аллюзий и философских догадок.
Вот что на самом деле произошло в концовке — и что всё это значит.
Последняя битва
К моменту финала галактика буквально разваливается: флот стремительно теряет ресурсы, само судно не выдерживает нагрузки, а у адмирала Адамы нет больше возможности откладывать прнятие сложных решений.

Самым ценным объектом становится ребёнок — девочка по имени Хера, гибрид человека и сайлона. Она похищена враждебной фракцией сайлонов, и на неё возложены надежды обеих сторон: одни хотят изучить её ДНК, чтобы гарантировать будущее искусственной расы, другие — вернуть живой и положить конец войне.
Команда добровольцев, включая Адаму, Старбак и других героев сериала, совершает отчаянную вылазку в опасную зону, чтобы спасти девочку. Завязывается бой, в ходе которого сайлоны сначала соглашаются на перемирие, но в последний момент всё срывается. Один из главных антагонистов — Кевил — кончает с собой, а хаотичная атака приводит к запуску ядерных боеголовок. В условиях полной дестабилизации Старбак вводит координаты — и "Галактика" совершает финальный прыжок.
И вот поворот
Корабль оказывается у другой планеты. Это Земля. Не альтернативная, не символическая — а та самая, настоящая, но доисторическая. Остатки группы колонистов решают не повторять ошибок цивилизации, отказываются от технологий, уничтожают флот и начинают новую жизнь бок о бок с примитивным человечеством. Хера, как подтверждает финальная сцена, становится Евой — праматерью современной человеческой расы, сочетающей в себе человеческое и сайлонское происхождение.
Старбак, вернувшаяся ранее к жизни при загадочных обстоятельствах, исчезает. Никакого объяснения не даётся: она просто исполняет свою "миссию" и уходит. Открыто говорится, что она могла быть сверхъестественным существом, посланным "кем-то" — кем именно, сериал сознательно не уточняет.
В последней сцене действие переносится в современность. Учёные объявляют о находке останков Евы, а персонажи обсуждают, не повторит ли человечество свой путь самоуничтожения.
Что это всё значит?

Создатель сериала Рональд Д. Мур намеренно отказался от прямых ответов. Он подчеркивал, что концовка сериала отчасти метафизична: идея в том, что человечество получает второй шанс — или нечто, что выглядит как шанс.
Музыкальный мотив All Along the Watchtower, сыгравший ключевую роль в сюжете, был задуман как метафора вечного, повторяющегося цикла. Как сказал сам Мур:
"Музыка, её структура и слова — это нечто божественное. Она живёт в коллективном бессознательном, появляется из ниоткуда, пересекает эпохи и культуры… Эта песня — не просто тема, она сама по себе часть механизма вселенной".
Финал вызвал у части зрителей резкое отторжение. Для поклонников научной фантастики, ценящих техническую логику и политическую драму, поворот в сторону мистики и религиозной аллегории показался слишком резким. Это ещё не уровень концовки "Остаться в живых", конечно – но совершенно точно один из самых противоречивых сериальных финалов современности.