
Фильм рассказывает о людях, жизни которых переплелись в страшное время невиданной доселе войны. В этой истории переплетаются три судьбы — русской эмигрантки Ольги, аристократки, участницы французского Сопротивления, француза-коллаборациониста Жюля и немца Хельмута, высокопоставленного офицера СС.
Цель фильма можно выразить словами немецкого философа Карла Ясперса: «Нельзя допустить, чтобы ужасы прошлого были преданы забвению. Надо всё время напоминать о прошлом. Оно было, оказалось возможным, и эта возможность остаётся. Лишь знание способно предотвратить её.»







- Эта картина Кончаловского стала одним из российских номинантов на самую престижную кинематографическую премию мира – американский «Оскар». Но до получения заветной статуэтки дело не дошло. А вот в Венеции фильм получил «Серебряного льва» за лучшую режиссуру и еще два дополнительных специальных приза. Кино получилось масштабным, и на его создание было потрачено 4,5 млн евро. Однако, несмотря на авторитетную фигуру самого Кончаловского, серьезность темы и высокую оценку критиков и жюри фестивалей, в прокате фильм провалился с ошеломительным треском, едва собрав 20 процентов от потраченной не производство суммы.
- Кончаловский пересмотрел сотни часов архивных материалов и множество книг времен Второй мировой войны во Франции. Изучал данные о концлагерях.
- Фильм намеренно снимали на русском, немецком и французском языках, чтобы вышло правдоподобно и не было акцентов. Часто тексты – полная импровизация. Режиссер отказался брать звезд, чтобы они не ассоциировались с другими фильмами.
- Разумеется, в этом фильме не обошлось без супруги режиссера. Для съемок Юлия Высоцкая похудела до истощения, чтобы выглядеть как люди в концлагерях.
Российско-немецкий кинематографический проект «Рай» посвящен судьбам очень разных людей. Здесь и эмигрантка, приехавшая из России во Францию, и офицер армии СС Хельмут, и помогающий немцам француз Жюль. Коллаборационисты, повстанцы и просто обычные люди, попавшие в центр военных событий. Каждый пытается выжить любой ценой, старается найти свое место в этом странном и страшном мире, где цена каждой ошибки – жизнь. Авторы фильма сделали основной идеей слова Карла Ясперса о том, что нельзя перестать говорить о прошлом. Прошлое надо помнить. Это очень важно, чтобы человечество не повторило ужасных ошибок и снова не оказалось на краю пропасти.