От Кристен Стюарт босиком до запрета селфи: 7 самых громких скандалов Каннского фестиваля

Каннский кинофестиваль существует с 1946 года, является одним из старейших киносмотров мира и, естественно, за минувшие десятилетия не раз становился площадкой всевозможных скандалов. В преддверии Канн-2019 редакция Попкорнньюс решила вспомнить несколько нашумевших скандалов последних лет.

От Кристен Стюарт босиком до запрета селфи: 7 самых громких скандалов Каннского фестиваля
Звезды против туфель на каблуках

В 2015 году организаторов Каннского кинофестиваля раскритиковали за введение строгого дресс-кода в отношении обуви: женщинам позволялось выходить на красную дорожку Канн исключительно на каблуках, и, по слухам, зрительниц, пытавшихся попасть на премьеру фильма «Кэрол» в обуви на плоской подошве, попросту «разворачивали» на подходе. Организаторы, конечно, слухи опровергли, но с тех пор голливудские звезды то и дело протестуют против жестких правил, периодически демонстративно прогуливаясь по красной дорожке босиком.

В 2016 году одной из первых на это решилась Джулия Робертс, приехавшая в Канны на премьеру своего нового фильма «Финансовый монстр». Робертс прошлась по красной дорожке босиком под руку с Джорджем Клуни.

В 2018 году это демонстративно сделала Кристен Стюарт, которая при толпе фотографов и десятках гостей прямо на красной дорожке премьеры «Черного клановца» разулась и прошагала в зал босиком, держа туфли в руке.

Запрет селфи

В 2018 году организаторы Каннского кинофестиваля нанесли звездам «удар ниже пояса» – запретили делать селфи на красной дорожке. Мотивы были самыми что ни на есть благородными: организаторы мотивировали свое решение тем, что звезды, делая селфи на красной дорожке, замедляют движение, по несколько минут позируя с телефоном, нарушают порядок прохода по красной дорожке, портят впечатление другим гостям.

Наплевав на все правила, Ева Лонгория делает селфи в Каннах

«Это чисто техническое решение. Люди останавливаются на дорожке и на ступеньках при входе, мешая другим. Кроме того, некоторые оступаются и падают. Это тоже затрудняет движение», – комментировал запрет на селфи Тьерри Фремо, директор Каннского фестиваля.

Канны против Netflix

Еще один совсем свежий скандал, разразившийся в 2018 году – и вновь связанный с новыми веяниями, которые организаторы Каннского кинофестиваля никак не хотят учитывать и замечать. Netflix принял решение отказаться от участия в Каннском кинофестивале из-за правил, по которым картины, которые не демонстрируются в широком прокате во Франции, не могут участвовать в конкурсной программе. У Netflix же насчет театрального проката своих фильмов правила не менее строгие: сначала проекты появляются на стриминговом сервисе, причем одновременно во всем мире, и уж потом Netflix организует прокат в кинотеатрах – причем во многих случаях ограниченный.

Ни одна из сторон не пошла на уступки, и в итоге на Канны-2018 не попали «Рома» Альфонсо Куарона (один из главных триумфаторов «Оскара»-2019), новые Пола Гринграсса и Джереми Солнье, последний проект Орсона Уэллса.

«Необратимость»

Одним из самых громких событий Каннского кинофестиваля 2002 года стала премьера драмы Гаспара Ноэля «Необратимость» – или «того самого фильма, где Монику Беллуччи насилуют». Шокирующая жестокость картины для многих оказалась чересчур – во время показа несколько сотен зрителей вынуждены были уйти из кинотеатра, еще десяткам потребовалась помощь медиков, а брат Венсана Касселя, сыгравшего главную роль, набросился с оскорблениями на режиссера. Те же, кто остался, в конце наградили «Необратимость» пятиминутной стоячей овацией.

Трейлер «Необратимости»:

Ларс фон Триер и его «Ладно, я нацист»

Один из главных провокаторов европейского кинематографа, датский режиссер Ларс фон Триер в 2011 году приехал в Канны, чтобы представить свой новый фильм «Меланхолия» с Кирстен Данст и Шарлоттой Генсбур. На пресс-конференции фон Триер позволил себе несколько неудачных шуток, заявив, что «по-человечески в чем-то понимает Гитлера», а в конце очень длинного и запутанного монолога с иронией заявил «Ну ладно, я нацист». Первой шутку Ларса не оценила сидевшая рядом Кирстен Данст (на видео ниже видно, как в какой-то момент она шепотом пытается остановить разошедшегося режиссера), а затем – организаторы Канн. Ларса объявили персоной нон-грата и запретили ему участвовать в кинофестивале.

Видеозапись того самого скандального монолога – самое интересное начинается примерно на 2-й минуте:

«Фаренгейт 9/11»

Анти-бушевская документальная лента Майкла Мура «Фаренгейт 9/11» вызвала настоящий политический скандал, когда ее премьера в 2004 году состоялась в Каннах – и тот факт, что жюри Канн во главе с Квентином Тарантино наградило картину главным призом, Золотой пальмовой ветвью, подлил масла в огонь. Многие считали, что «Фаренгейт 9/11» награду не заслужил и наградили его исключительно по политическим причинам – этого мнения придерживался и президент Каннского фестиваля, Жиль Жакоб. Студия Disney вообще отказалась выпускать «Фаренгейт 9/11» в прокат, однако затем создателям удалось договориться со студией Lionsgate, картина все-таки попала в кинотеатры – и собрала по миру свыше 200 миллионов долларов.

Николь Кидман – «Принцесса Монако»

Киноакадемия США, как известно, любит раздавать «Оскары» различным байопикам, но биографическая драма «Принцесса Монако» не сумела завоевать сердца ни критиков, ни зрителей. Фильм, главные роли в котором исполнили Николь Кидман и Тим Рот, был выбран фильмом открытия Каннского кинофестиваля, но оказался настолько неудачным переложением реальной истории Грейс Келли, что кинокритики картину разгромили, а королевская семья Монако вообще сочла ее личным оскорблением. Члены семьи Гримальди, правящей семьи Монако, публично назвали «Принцессу Монако» «фарсом» и демонстративно отказались приезжать на премьеру в Канны. В прокате «Принцесса Монако» в дальнейшем провалилась, не сумев даже «отбить» бюджет на съемки.

Николь Кидман и Тим Рот на премьере «Принцессы Монако» в Каннах